Вернуться к списку инструментов.
Бузуки встречается в музыкальной культуре разных народов.
На фото ирландский.
Упоминание слова «бузуки» вызывает у большинства людей либо недоумение,
либо ассоциации с Грецией и с фильмом «Грек Зорба» или даже с любимым оружием американских солдат.
Некоторые из фанов кельтской музыки скажут, что бузуки у них ассоциируется
с ирландскими джигами и рилами, однако мало кто подумает о блюграссе, олд-тайм
танцах, и уж совсем никто не свяжет бузуки с шведской народной музыкой,
рок-н-роллом или джазом. Однако этот инструмент нашел место во всех названных
музыкальных стилях, и все чаще и чаще заменяет гитару в руках гитаристов.
Греческие корни
Саз
История инструмента уходит корнями к персидским и византийским струнным щипковым
с длинным грифом.
Поначалу бузуки напоминал современный турецкий саз,
а название бузуки, вероятно, произошло от турецкого названия среднего
саза бозук саз. Семейство сазов характеризуется резонатором
круглой формы (часто выдолбленным из одного куска дерева шелковицы),
длинным узким грифом с жильными навязными ладами, свободно
передвигаемым мостиком и тремя струнами, сдвоенными или строенными.
В XX веке в Греции жильные лады были заменены металлическими
фиксированными, поставленными по темперированному строю,
а длинный гриф соединен с резонатором из наборных клёпок,
как у неаполитанской мандолины. Стандартной настройкой была
DAD (ре, ля, ре).
Греческий трёхструнный бузуки
История бузуки навсегда повязана с ребетикой,
высокоимпровизационной греческой музыкой, которую
часто сравнивают с американским блюзом. Культура
ребетики процветала в начале 1900-х годов в тюрьмах
и гашишекурильнях портовых городов Эгейского моря
и Малой Азии, и достигла апогея в период между
мировыми войнами. Стандартный ансамбль включал в
себя певца, два или больше бузуки, играющих мелодию
и простые аккорды, и миниатюрный бузуки под
названием баглама, играющий ритмичный стаккато-аккомпанемент.
Песни, повествующие о наркотиках,
проститутках, деньгах, любви и смерти, базировались
Балгама
на различных народных ладах и традиционных
танцевальных ритмах, и характеризовались экспрессивной
вводной частью под названием таксим, страстным
пением и проигрышами на бузуки между куплетами.
Среди наиболее влиятельных ранних исполнителей
(ребетов) были Маркос Бамбакарис
и Иоаннис Папиану.
Со временем репутация ребетики как хулиганской
музыки смягчилась, и бузуки вошел в мэйнстрим,
отчасти благодаря искусному исполнителю и композитору
Василису Цицанису. Цицанис соединил старые
танцевальные ритмы с более сложными последовательностями
аккордов и западными принципами гармонизации,
а тексты его песен стали более традиционными,
в отличие от разухабистых историй своих предшественников.
Греческий четырёхструнный бузуки
Цицианис стал первым известным музыкантом-бузукистом
и открыл инструменту путь в люди.
Умер он в 1954 году, и
на его похоронах 200 000 скорбящих заполонили улицы Афин, размахивая бузуки и багламами.
Среди многих виртуозов, присутствовавших на его похоронах,
был Манис Хиотис (видео),
добавивший четвертую струну к инструменту и изменивший
настройку на CFAD (до, фа, ля, ре). Дополнительная
струна и новый строй расширили диапазон и стимулировали
развитие эстрадного стиля.
Покорение Ирландии
Ирландскую музыку с бузуки познакомил Джонни Мойнихан
(Johnny Moynihan), в 1966 году купивший инструмент
у друга, который привез его из Греции, куда ездил
Джонни Мойниханв отпуск. Мойнихан перестроил инструмент и начал
использовать его на мероприятиях в Отеле «Энда»
в графстве Голвэй вместе с Энди Ирвином (Andy Irvine)
и другими музыкантами.
Ирвин вспоминает, что сначала бузуки приняли более чем
прохладно, фактически он сам и уговорил Мойнихана
вернуться к мандолине. Несмотря на первую неудачу,
начало было положено, и Мойнихан и Ирвин вскоре
уже играли на бузуки в составе «Sweeney's Men».
Ирвин дал бузуки Доналу Ланни (Donal Lunny),
и их двуплановые инструментовки стали основой звучания
легендарной группы «Planxty»
и стандартом для ритм-секций последующих фолковых команд.
Ланни позже участвовал в еще одной плодовитой
ирландской группе «Bothy Band», где также,
Энди Ирвин
как ключевой элемент звучания, использовалась
комбинация бузукигитара. Бузуки очень
удобен для простого ладового сопровождения,
которое идеально подходит для играемых традиционно
без аккомпанемента джиг и рилов ирландской музыки.
По словам скрипача «Bothy Band» Кевина Бёрка (Kevin Burke):
«Бузуки соло-музыкантам нравился больше,
чем гитара, из-за ладовой природы мелодий.
В аккордах обычной фолк-гитары разница между мажором
и минором очень заметна, тогда как в мелодии такой
разницы может не быть. Аккорды бузуки ладово более размытые
и годятся для ирландской музыки лучше. По этой же
причине слабой разницы между мажором и минором,
я подозреваю, стал популярен гитарный строй
DADGAD, который делает возможным бурдонный эффект».
Ланни, Ирвин и Мойнихан играли на четырехструнных
бузуки с мандолинным (октавой ниже) строем GDAE или GDAD. Все трое играли,
в основном, аккомпанемент, и каждый выработал
свою технику. Стиль Донала Ланни складывался из
бряцающих или арпеджированных аккордов в
сочетании с переходными басовыми проходами,
и фрагментами мелодии, соединяющими части темы.
Техника Ирвина была больше ориентирована на мелодию,
в ней контрапункт накладывался на мелодию или
чередовался с ней.
Экспериментов по внедрению бузуки было достаточно
много. Алек Финн (Alec Finn) играл на трехструнным
бузуки, настроенным DAD. Он изобрел стремительный
стиль сопровождения, в котором перебор струн
перемежался фрагментами мелодии. Целых 25 лет
его невероятно стабильное плотное сотрудничество
со скрипачом Фрэнки Гэвином (Frankie Gavin) является
ядром группы «De Dannan», единственной, возникшей в
легендарный период, и играющей до сих пор.
Дэйв Ричардсон (Dave Richardson)
из «The Boys of the Lough» играл на инструменте
с плоским резонатором в совершенно традиционном ключе,
не аккомпанируя, а просто дублируя мелодию
в унисон или октаву.
Между тем, бузуки уже нашел опору за океаном.
В Новом Свете
По иронии судьбы, первые записи греческой музыки
на бузуки были сделаны в Америке в первой половине XX-го века,
когда из-за ассоциации этой музыки с бандитской
ребетикой она была непопулярна у греческих
звукозаписывающих компаний. Американские эксперименты
по введению бузуки в непривычные музыкальные
сферы опережают ирландское нашествие почти на десятилетие.
Дэвид Линдли (David Lindley), Соломон Фельдхаус
(Solomon Feldthouse) и их последователи
в ряде команд включали бузуки и сазы в странный сплав
традиционной, авторской и психоделической музыки шестидесятых.
Линдли вырос, слушая греческую музыку наряду с фламенко
и блюграссом, и для него было естественно смешивать
звучание бузуки со всем начиная от банджо, и
заканчивая слайд-гитарой.
«Нам нравились странные звуковые сочетания»,
вспоминает он.
Однако все же, реальный интерес к инструменту был
вызван ирландской музыкой. К середине семидесятых самые
сильные ирландские группы новой волны набили себе
торную тропу в Штаты посредством альбомов,
концертных туров и фолк-фестивалей. «The Boys of the Lough»,
«De Danann», и «The Bothy Band»
все посетили США, и у всех у них в составе был бузуки.
Легко понять, почему инструмент пришелся на
этой земле по душе. Ирландские скрипичные
и волыночные мелодии были всем доступны, их знакомая
гармоническая структура и тридцатидвухтактовая форма была
удобна и привычна для большинства американских слушателей.
А теперь в них звучит бузуки: сдвоенные струны, относительно
глубокий тембр, быстрое угасание звука делали звучание
нового инструмента похожим на привлекающий всех тембр
цимбал (hammered dulcimer), однако без постоянного
гула и хаотических обертонов. Типичные настройки
это группы кварт и квинт, а извлечь приемлемого качества
звук из инструмента достаточно несложно.
Открытый аккорд звучит объемно, богато и с прозрачностью,
которой сложно добиться от гитары, мелодия звучит
отчетливо благодаря сдвоенным струнам. Американские гитаристы
были повержены. «Мелодия на двух нижних струнах
это действительно экзотический звук», говорит
Стэнли Гринталь (Stanley Greenthal), один из первых энтузиастов
ирландской музыки в Америке, который начал использовать
Зен МакЛеод
бузуки в своей музыкальной деятельности. «Это
звук не отсюда». Чикагский ситтернист
Джозеф Собол (Joseph Sobol) называет его
«неизменно захватывающим».
«Это вроде комбинации всех струнных и клавесина»,
говорит он. Для Зэна МакЛеода (Zan McLeod) красота
инструмента в прозрачности тембра. «В команде,
где есть низкий тембр, типа борана у группы «De Danann»,
бузуки звучит прекрасно, в отличие от гитары,
которая грязнит», объясняет он,
«Также бузуки хорош в сочетании с одним
инструментом, типа мандолины. Можно легко
добиться четкой, переплетающейся текстуры».
Американскую жизнь ирландский бузуки начал на Среднем
Западе. Уроженец Миссури Джеральд Тримбл (Gerald Trimble),
изначально гитарист, увидел потенциал бузуки. «Мне был нужен
инструмент, на котором я бы мог играть не только аккомпанемент.
Я хотел иметь возможность импровизировать, играть первые партии,
и найти с этим инструментом что-то новое».
В 1983 году Тримбл сотрудничал с шотландским скрипачом
и продюсером Джонни Каннингхэмом (Johnny Cunningham ех-«Silly Wizard»), результатом чего был проект
«First Flight», новое слово в записи музыки
бузуки или ситтерна, как называл свой инструмент Тримбл
в то время, когда играл ирландские традиционные мелодии.
«Джонни вдохновил меня исследовать музыку скрипачей
Миссури и музыкальную традицию Озарка (местность в США, штат Миссури),
которые были частью моего наследия», вспоминает он.
Записанный альбом был первым, где бузуки использовался
на первых ролях в американской традиционной музыке.
Роджер Лэндз (Roger Landes), также из
центрального региона, посвятил свою жизнь адаптации гибридного
пятиструнного бузуки к ирландской музыке. «Все известные
исполнители говорят, что эта музыка восходит к волынкам,
флейтам и вислам, что ирландская музыка в своей основе
духовая», говорит он, «Моей задачей было
воспринять информацию от духовых и перенести на струнные».
Лэндз преуспел в этом на альбоме «Dragon Tunes»
и в своей более ранней работе с группой «Scartaglen».
Лэндз увидел рост интереса к инструменту среди американских
музыкантов и подумал, что открытое мероприятие придется ко времени.
Джозеф СоболОн пустил клич по Интернету, и в течение 24-х часов получил
80 запросов от фанатов инструмента на участие. Фестиваль
под названием «Zoukfest»
прошел в Вестоне, штат Миссури, в июле 1998 года. Там были
мастер-классы, показы и концерты, а весь фестиваль
был настолько успешным, что стал ежегодным мероприятием.
Джозеф Собол (Joseph Sobol) еще один
влиятельный музыкант со среднего запада. Его работа
1999 года «Citternalia» показывает высокоиндивидуальный
подход к фразировке и орнаментации в ирландской музыке
на ситтерне, название, которое музыкант предпочитает бузуки
(см. ниже Проблема имени). Собол применяет специальный
плектр для большого пальца и три плектра для других пальцев
для игры на пяти и шестиструнном ситтерне.
«Я играю в основном на ситтерне, потому
что в нем есть все. Можно извлечь короткий хрупкий звук,
звук тремя пальцами, мандолиновый звук»,
говорит Собол.
Ас блюграсса и композитор Тим О`Брайен (Tim O`Brien)
уже давно внедряет бузуки в традиционную американскую и собственную
авторскую музыку. Как и у многих, его интерес к инструменту начался с
Чипер Томпсонпутем. «Я хотел другой текстуры, другого тембра, какого не дает
ирландских групп 60-х70-х, однако в его использовании он пошел своим
гитара», говорит он, «Поначалу я
не знал аккордов, поэтому был заинтересован в простых вещах.
Я играю на бузуки процентах в пятидесяти всей моей музыкальной
деятельности. Без этого инструмента меня, как музыканта,
не было бы. Кроме того, это постоянный повод поговорить.
Все спрашивают, что это такое».
Чиппер Томпсон (Chipper Thompson) из Алабамы ищет новые
сферы с бузуки в своей блюз-рутс группе (bluesy roots-music)
в Нью-Мексико, в частности, он использует слайд.
Инструмент также нашел свою нишу в ансамблях мандолинистов,
и его можно слышать на последних релизах
начиная от радикальных экспериментов Радима Зенкля
(Radim Zenkl видео),
до более традиционного саунда Бутча Балдассари (Butch Baldassari).
Вклад изготовителей
Бузуки мог бы остаться просто любопытной
случайностью в истории ирландской музыки, если бы
на сцену не вышли мастера-изготовители инструментов.
Для игры на греческом бузуки в его народной форме необходима
сноровка и равновесие: большой полукруглый резонатор требует
от музыканта посадки по-турецки. Ирландские музыканты
хотели инструмент сравнимый по громкости и глубине звучания
со скрипкой, флейтой, аккордеоном и волынкой, поэтому перед
мастерами было открыто новое поле деятельности.
Джонни Мойнихан приписывает изготовление первого бузуки
с плоским резонатором ирландскому гитарному мастеру
Джону Бэйли, который намеревался изготовить греческий
инструмент, но нашел наборный полукруглый резонатор
Бузуки Эбнетта
слишком сложным в изготовлении.
Его попытка 1963 года была единственной в своем роде, но
Мойнихан играл на этом инструменте не один год и вдохновил
других мастеров и музыкантов.
Первый инструмент, предназначенный специально для ирландской музыки,
изготовил английский мастер Питер Эбнетт. В 1970 году он
сотрудничал с Доналом Ланни и другими на предмет инструмента,
состоящего из грифа греческого бузуки с четырьмя струнами
и слабовыпуклого резонатора из трех частей. Эбнетт, до сих
пор изготовляющий инструменты, называет их Ирландскими бузуки.
Португальская гитара
Стефан Собелл,
наверное, самый известный мастер-изготовитель на Британских
островах, первый стал экспериментировать с резными задними
и передними деками на инструментах семейства бузуки.
По иронии судьбы, за это дело его заставила взяться
португальская гитара,
а не бузуки. «Я не знал, как с этим инструментом
обращаться, пока не настроил его по мандолиновому GDAE»,
вспоминает он. «Когда в конце 60-х я встретил Энди Ирвина,
он строил инструмент GDAD, и эта открытая настройка хорошо
подходила для сопровождения песен и игры мелодий. Я добился
хорошего тембра, однако не очень мощного.
В то самое время мне в руки попал
«Мартин С3»
(очень редкая ранняя джазовая акустическая гитара с большим
резонатором), которую я выторговал на концертину
и автомобильный двигатель у каких-то ребят из Америки.
Я подумал, что если смогу соединить мощный, резкий тембр
«Мартина» с формой, чувственностью и настройкой
португальской гитары, то получится что-то действительно интересное».
Собелл назвал свое творение ситтерн, потому что оно напоминало
средневековый английский инструмент с таким же названием.
Вскоре он уже продавал разновидности этого первого прототипа
музыкантам по всем Британским островам. Он был первым,
кто добавил еще одну пару струн к оригинальным четырем,
что позже стало стандартом для остальных изготовителей ситтернов.
Его инструменты первыми попали за океан, и именно с ними
ассоциируются те новые звуковые пространства, которые
открыли яркие молодые фолковые команды.
Проблема имени
Семейство мандолин
Разобраться в ширящемся ассортименте струнных щипковых с
длинным грифом сложновато из-за отсутствия стандартных названий для
инструментов-гибридов среди музыкантов и мастеров-изготовителей.
Есть общее согласие в отношении того, чтó есть греческий бузуки в его
современном и народном виде. Что такое мандола и мандочелло
определено благодаря классическим ансамблям мандолинистов,
однако инструменты, выходящие за эти рамки, каждый называет
по-своему. Похожий инструмент в разных руках может носить
название мандола, бузуки, ирландский бузуки,
мандочелло, ситтерн, кельтский ситтерн, октавная мандолина,
blarge или даже bizzar.
В реальности каждый музыкант сейчас знает, что существует
масса разных названий, и поэтому не стоит придавать этому
чрезмерного значения. Все же есть несколько принципов,
которые могут помочь. Мандолины и мандолы определяются
по своим размерам и устойчивым настройкам: GDAE и CGDA соответственно.
Мандочелло почти в два раза больше мандолы, и настраивается точно
октавой ниже.
С другими инструментами дело более запутанное. Если
Октавная мандолина
инструмент имеет три или четыре ряда струн (сдвоенных
или строенных) и действительно длинный гриф, то вероятно
можно назвать его бузуки. Если гриф покороче и строй
G D A E, то это, скорее всего, октавная мандолина,
бузуки или ситтерн. Общая тенденция такова:
инструмент такого типа с пятью рядами струн обычно называют
ситтерн, но в этом полного согласия между
мастерами-изготовителями нет. Если рядов струн шесть и больше,
то это гиттерн или bizzar, последнее название
также применяется и для инструментов с четырьмя рядами
струн и резонатором в форме гитары.
Будущее инструмента
Ситтерн
Некоторые этномузыковеды и музыканты уподобляют семейство
бузуки семейству гитары,
инструменту, который в свое время был специфичен для
отдельной европейской традиции, а теперь нашел
универсальное применение. Вышедший из греческих низов,
бузуки плотно укоренился на кельтской музыкальной сцене,
а через влияние таких музыкантов, как Тим О`Брайен,
инструмент проникает в блюграсс и олд-тайм. Поп
и рок-гитаристы, ищущие нового звучания, также приняли
бузуки, и звук двойных струн украсил альбомы Джексона Брауна,
Р.Е.М., Тома Петти и многих других музыкантов мэйнстрима.
Бузуки приняли не только в США, на нем играют музыканты
ведущих фолк-групп Скандинавии
(видео),
Франции и других стран. Будущее инструмента вполне может
лежать там, где находятся его корни. Многие музыканты,
изначально привлеченные гибкостью его использования
в ирландской музыке, сейчас исследуют музыку того региона,
который является родиной инструмента. На альбоме
«East Wind»
Энди Ирвин исследует взаимодействие балканской музыки
и джаза, Стэнли Гринталь включил греческие мелодии
в свои последние записи, американский пионер бузуки
Джеральд Тримбл углублен в музыку Турции и Персии.
Джозеф Собол тонко подметил: «Нас завораживает
сочетание древности и современности».
Спрос на инструмент стабильно растет, и на настоящий
момент спрос на лучшие инструменты слегка превышает
предложение. Мастера совершенствуют дизайн, конструкцию
и материалы, а музыканты узнают все новые и новые
возможности инструмента.
Есть все основания предполагать, что и новое
тысячелетие будет наполнено звуком двойных струн бузуки.
Вернуться к списку инструментов.
|