Дуэту ГАРДАРИКА посвящается. Был когда-то такой...
Дуэт Гардарика, неофициальный сайт, колесная лира



Вернуться к списку инструментов.


Колесная лира (полноформатное изображение - по щелчку)      Колесная лира (полноформатное изображение - по щелчку)
Колесная лира из колекции инструментов «Этно-Кузни».

Колесная лира — народный музыкальный инструмент, который по праву считается предшественником никельхарпы. Под названием «ограниструм» колесная лира появилась в Европе около тысячи лет назад. Известны и такие ее названия: hurdy-gurdy (харди-гарди) в Англии, vielle a roue во Франции, lira korbowa в Польше, niněra kolovratec в Чехии. У белорусов, украинцев и русских западные названия инструмента не прижились, его стали называть рылей, лирой.

Пору необычайного взлета инструмент пережил примерно двести лет назад во Франции, когда им заинтересовались профессиональные музыканты. Было написано немало произведений именно для органиструма.

Сейчас инструмент пратически исчез из народной музыки, однако не все музыканты предали его забвению. В Беларусии колесная лира входит в состав Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии, используется музыкантами ансамбля «Песняры». В России на нем играют: музыкант и композитор Андрей Виноградов, мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), группа из Рыбинска «Разнотравие» и др. За рубежом харди-гарди можно услышать, например, на концертах Р. Блэкмора в проекте «Blackmore's Night».

Описания колесной лиры, имеющиеся в нашей отечественной инструментоведческой литературе, дают наиболее полное представление об устройстве этого инструмента и способах звукоизвлечения при игре на нем.

Три статьи о колесной лире:

• РСФСР (Инструменты русского народа), «Лира», страница 41
Атлас музыкальных инструментов народов СССР (изд. второе дополненное). Издательство «МУЗЫКА», Москва, 1975. К. Вертков, Г. Благодатов, Э. Язовицкая.

стр. 41 (полноформатное изображение - по щелчку)
Страница 41

Лира (колесная) — трехструнный инструмент с глубоким деревянным корпусом восьмеркообразной формы. Обе деки плоские, обечайки гнутые. К корпусу прикреплена долбленая или собранная из отдельных досок короткая колковая коробка, нередко заканчивающаяся завитком. Внутри корпуса, в нижней его части, находится деревянное колесо (оно насажено на ось, пропущенную сквозь обечайку и вращаемую рукояткой), которое выполняет роль «бесконечного смычка». Через прорезь в деке обод колеса выступает наружу. Чтобы уберечь его от повреждений, над ним устанавливается дугообразный предохранитель из луба. В верхней деке вырезаны резонаторные отверстия в виде скобок или «эфов»; на ней же продольно расположен клавишно-порожковый механизм, состоящий из коробки с 12—13 клавишами, представляющими собой узкие деревянные планки с выступами. При нажатии на клавиши выступы, подобно клавикордным тангентам, прикасаются к струне, деля ее на две части: звучащую (колесо — выступ) и незвучащую (выступ — верхний порожек). Выступы укреплены так, что их можно, поворачивая, смещать влево и вправо и таким путем выравнивать звукоряд при его настройке в пределах полутона.

Струны лиры жильные и крепятся одним концом к штифтам, вбитым в обечайку, а другим — к деревянным колкам, вставленным в головку. Средняя струна проходит внутри колковой коробки и является мелодической, а 2 другие (бурдонные) располагаются по обе стороны от нее. Все 3 струны плотно прилегают к ободу колеса, но бурдонные — обе или каждая в отдельности — по желанию исполнителя могут быть отключены, для чего их зацепляют за специальные выступы.

При игре сидя инструмент держат на коленях, при игре стоя — подвешивают на ремне через плечо, шейкой влево и с наклоном, чтобы клавиши под действием собственной тяжести выступами отходили от мелодической струны. Вращая правой рукой колесо и нажимая пальцами левой на клавиши, исполняют мелодию; бурдонные струны звучат непрерывно (если они не отключены). Звук лиры жужжащий, гнусавый. Качество его в большой степени зависит от колеса: оно должно иметь точную центровку, совершенно гладкий и хорошо натертый смолой (канифолью) обод. Звукоряд лиры диатонический, объем его около двух октав.

Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце, ч. 5. Спб., 1834, с. 61). Возможно, она была занесена сюда с Украины. Вскоре лира получила довольно широкое распространение в народной среде, а также в придворном и боярском музыкальном быту. Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы (чаще всего калики перехожие), распевавшие под ее аккомпанемент народные песни, духовные стихи и исполнявшие танцы. В настоящее время лира встречается редко.

Строй и звукоряд лиры: (cм. в оригинале статьи)


Колесная лира.

• УКРАИНСКАЯ ССР, «Лира», страницы 58—59, иллюстр. 145—148
Атлас музыкальных инструментов народов СССР (изд. второе дополненное). Издательство «МУЗЫКА», Москва, 1975. К. Вертков, Г. Благодатов, Э. Язовицкая.

стр. 58 (полноформатное изображение - по щелчку)
Страница 58

Лира, реля, рыля — инструмент с корпусом большей частью восьмеркообразной формы, родственный русской лире и белорусской лере (см.). Нижняя и верхняя деки плоские, обечайки гнутые, широкие. В верхней части имеется головка с деревянными колками для настройки струн. На деке укреплена коробка с клавишным механизмом. Ниже находится фрикционное колесо (бесконечный смычок) с рукояткой для вращения. В целях предохранения обода колеса от повреждений над ним установлен лубник — лубяной дугообразно изогнутый щиток.

Лира имеет 3 жильные струны: мелодическую, называемую спиваницей (или мелодией), и 2 бурдонные — бас и пидбасок (или тенор и байорок). Мелодическая струна проходит через коробку, бурдонные — вне ее. Все струны плотно соприкасаются с ободом колеса, который натирается смолой (канифолью) и при вращении приводит их в звучание. Для того чтобы звук был ровным, колесо должно иметь гладкую поверхность и точную центровку. Мелодию исполняют, пользуясь клавишами, вставленными в боковые вырезы коробки. На клавишах имеются выступы (тангенты), которые, прижимаясь к струне, изменяют ее длину, а значит, и высоту звука. Количество клавишей у различных лир колеблется от 9 до 12. Звукоряд диатонический. Бурдонные струны подстраиваются так: пидбасок — октавой ниже мелодической, бас — квинтой ниже пидбаска. По желанию исполнителя одна или обе бурдонные струны могут быть выключены из игры. Для этого их оттягивают от колеса и закрепляют на штифтах.

иллюстр. 145-148 (полноформатное изображение - по щелчку)
Иллюстр. 145—148

Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.

Лира была преимущественно распространена среди бродячих профессиональных музыкантов, распевавших под ее аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни, а иногда и думы. Среди лирников было много слепцов, ходивших с поводырями от села к селу, из города в город, на базарные площади и свадебные пиры. Для игры на свадьбах лира считалась более подходящим инструментом, чем бандура, благодаря ее громкому звучанию и веселому репертуару.

На Украине существовали специальные школы лирников с довольно большим числом учеников. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в с. Коссы (на Подоле) у лирника М. Колесниченко занимались одновременно до тридцати человек. Старшие из них проходили практику, играя в соседних селах на базарах и свадьбах, а заработанные деньги и продукты они отдавали наставнику в качестве платы за обучение и содержание, так как находились на его полном иждивении. Закончив обучение, молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой на лире. Экзамен происходил при участии «дедов» — старых опытных лирников. Выдержавшему испытание учитель дарил инструмент и так называемую «визвилку» (очевидно, от слова «визвил» — «освобождение») — право играть самостоятельно. Посвящение в лирники сопровождалось особым обрядом: учитель вешал на себя лиру, предназначенную в награду ученику, ученик прикрывал ее своей свиткой, после чего ремень инструмента перекидывался с шеи учителя на шею ученика, а учитель опускал в резонаторную прорезь корпуса монету — на счастье.

стр. 59 (полноформатное изображение - по щелчку)
Страница 59

Лирники объединялись в группы (корпорации), и каждая из них, возглавляемая цехмистером (цехмейстером), или кочечурником, имела свою строго определенную территорию деятельности; игра в других местах запрещалась. Нарушители порядка подвергались суровому наказанию (вплоть до лишения права играть), и у них отбирался инструмент.

До конца прошлого — начала нынешнего столетия лира была на Украине столь популярна, что Н. В. Лысенко даже высказал предположение, что она со временем вытеснит бандуру. Однако это не осуществилось: бандура выдержала «соревнование» и получила дальнейшее развитие, а лира пришла почти к полному забвению. Поводом к тому послужили ограниченность ее музыкально-выразительных и технических средств и тембровая специфика — гнусавость. Но самая главная причина, несомненно, в том, что в советское время исчезла социальная среда, в которой бытовал инструмент.

В советские годы лира была подвергнута различным усовершенствованиям. Весьма оригинальный инструмент сконструирован И. М. Скляром. Он имеет 9 струн, настроенных по малым терциям, и клавишный механизм баянного типа, благодаря чему на нем может легко и быстро научиться играть баянист. Деревянное колесо заменено пластмассовой лентой-трансмиссией, обеспечивающей более ровное звучание. При помощи специального приспособления степень нажима ленты на струну может меняться, чем достигается изменение силы звука инструмента. Лиры усовершенствованных образцов эпизодически находят применение в ансамблях и оркестрах народных инструментов.

Строй и звукоряд лиры: (cм. в оригинале статьи)


• В. ФРИКЦИОННЫЕ: «Лира», страницы 95—96
Русские народные музыкальные инструменты. Издательство «МУЗЫКА», Ленинградское отделение, 1975. К. Вертков.

стр. 95-96 (полноформатное изображение - по щелчку)
Страницы 95—96

Лира или колесная лира — фрикционный инструмент, состоящий из резонаторного корпуса восьмеркообразнои формы, коробки с клавишами, колковой коробки с поперечными деревянными колками, фрикционного деревянного колеса с рукояткой для вращения и трех жильных струн. Одна струна проходит внутри клавишной коробки, две другие протягиваются вне ее по обеим сторонам. Все струны плотно соприкасаются с колесом и при вращении его от трения приходят в колебание, начинают звучать. Для лучшего сцепления колеса со струнами его смазывают смолой (канифолью). Средняя струна является мелодической. Изменение высоты звука на ней производится при помощи клавишей, вставленных в коробку вдоль правого бока. Клавиши, при вдвигании внутрь, нажимают выступами на струну и укорачивают ее. Остальные две струны издают неизменяемые по высоте бурдонные звуки.

Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны. Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать».

Положение лиры в русской народной инструментальной музыке весьма неопределенное. Письменные памятники прошлых Столетий хранят о ней полное Молчание.Известное исключение представляют собой лишь словари XVI—XVII веков. Так, в «Книге глаголемой Алфавит иностранных речей» 1596 года термин «киниры» пояснен словом «лыри». Однако действительно ли в данном случае под этим названием следует понимать лиру или лырю — сказать трудно, поскольку в «Лексиконе славенорусском» П. Берынды, первое издание которого было опубликовано в 1627 году, тот же термин «кинира» истолкован как «цитара» или «гарфа» («на гарфах брянкаючи»), то есть отнесен к струнным щипковым инструментам. Вместе с тем в «Алфавите иностранных речей» конца XVII века имеется термин «лира», поясняемый в обоих случаях как «скрипица» — здесь есть основание видеть именно колесную, а не античную щипковую лиру (М. 253).

До настоящего времени не обнаружено и изображения русской колесной лиры. Правда, в «Русских народных картинках» Д. Ровинского имеются лубки с музыкантами-лирниками, однако эти лубки представляют собой копии с иностранных оригиналов и изображенные на них лиры — типично французского образца1. Совершенно нет упоминаний о лире в русском фольклоре — былинах, песнях, сказках, пословицах и т. п. Не пишут о ней русские мемуаристы, этнографы и музыковеды конца XVIII — первой половины XIX века — Тучков, Терещенко, Снегирев, Резвой и т. д., равно как и иностранные авторы того времени (в том числе М. Гутри), за исключением С. Маскевича (М. 273), И. Георги и Я. Штелина. Из материалов последнего можно судить о строе лиры. Сравнивая ее с гудком, он пишет: бурдонные струны гудка звучат точно так же сильно, «скрипуче и назойливо как на лире» (М. 275). Поскольку бурдонное сопровождение на гудке и волынке было одноголосным, можно предположить, что две бурдонные струны, вероятно, и здесь настраивались так же или в унисон, или подобно гудку — в октаву. Думается, и слова С. Маскевича о том, что на лире «играют и припевают на одну только ноту», могут быть истолкованы как указание на одноголосный бурдон. Именно это и отличало строй русской лиры от подобных инструментов других народов и, в частности, украинской рели и белорусской леры с их квинтовым бурдоном.


1 См., например, Д. Ровинский. Русские народные картинки. Атлас, т. 1, л. 101.



Вернуться к списку инструментов.


©  gardarica.narod.ru
Логотип сайта Звукозаписывающая К,М.-студия Алексея Денисова Калейдоскоп фолк-ресурсов портала Вереск
Логотип портала Яндекс
Hosted by uCoz